Глава 1     Глава 2     Глава 3   

Применение Data Mining для решения бизнес-задач


Банковское дело

Технология Data Mining используется в банковской сфере для решения ряда типичных задач.

Задача "Выдавать ли кредит клиенту?"

Классический пример применения Data Mining в банковском деле - решение задачи определения возможной некредитоспособности клиента банка. Эту задачу также называют анализом кредитоспособности клиента или "Выдавать ли кредит клиенту?".

Без применения технологии Data Mining задача решается сотрудниками банковского учреждения на основе их опыта, интуиции и субъективных представлений о том, какой клиент является благонадежным. По похожей схеме работают системы поддержки принятия решений и на основе методов Data Mining. Такие системы на основе исторической (ретроспективной) информации и при помощи методов классификации выявляют клиентов, которые в прошлом не вернули кредит.

Задача "Выдавать ли кредит клиенту?" при помощи методов Data Mining решается следующим образом. Совокупность клиентов банка разбивается на два класса (вернувшие и не вернувшие кредит); на основе группы клиентов, не вернувших кредит, определяются основные "черты" потенциального неплательщика; при поступлении информации о новом клиенте определяется его класс ("вернет кредит", "не вернет кредит").

Задача привлечения новых клиентов банка.

С помощью инструментов Data Mining возможно провести классификацию на "более выгодных" и "менее выгодных" клиентов. После определения наиболее выгодного сегмента клиентов банку есть смысл проводить более активную маркетинговую политику по привлечению клиентов именно среди найденной группы.

Другие задачи сегментации клиентов.

Разбивая клиентов при помощи инструментов Data Mining на различные группы, банк имеет возможность сделать свою маркетинговую политику более целенаправленной, а потому - эффективной, предлагая различным группам клиентов именно те виды услуг, в которых они нуждаются.

Задача управления ликвидностью банка. Прогнозирование остатка на счетах клиентов.

Проводя прогнозирования временного ряда с информацией об остатках на счетах клиентов за предыдущие периоды, применяя методы Data Mining, можно получить прогноз остатка на счетах в определенный момент в будущем. Полученные результаты могут быть использованы для оценки и управления ликвидностью банка.

Задача выявления случаев мошенничества с кредитными карточками.

Для выявления подозрительных операций с кредитными карточками применяются так называемые "подозрительные стереотипы поведения", определяемые в результате анализа банковских транзакций, которые впоследствии оказались мошенническими. Для определения подозрительных случаев используется совокупность последовательных операций на определенном временном интервале. Если система Data Mining считает очередную операцию подозрительной, банковский работник может, ориентируясь на эту информацию, заблокировать операции с определенной карточкой.