Глава 1     Глава 2     Глава 3   

Перспективы технологии Data Mining


Потенциал Data Mining дает "зеленый свет" для расширения границ применения технологии.

Относительно перспектив Data Mining возможны следующие направления развития:

•              выделение типов предметных областей с соответствующими им эвристиками,

формализация которых облегчит решение соответствующих задач Data Mining,

относящихся к этим областям;

•              создание формальных языков и логических средств, с помощью которых будет формализованы рассуждения и автоматизация которых станет инструментом решения задач Data Mining в конкретных предметных областях;

•              создание методов Data Mining, способных не только извлекать из данных закономерности, но и формировать некие теории, опирающиеся на эмпирические данные;

•              преодоление существенного отставания возможностей инструментальных средств Data Mining от теоретических достижений в этой области.

Если рассматривать будущее Data Mining в краткосрочной перспективе, то очевидно, что развитие этой технологии наиболее направлено к областям, связанным с бизнесом.

В краткосрочной перспективе продукты Data Mining могут стать такими же обычными и необходимыми, как электронная почта, и, например, использоваться пользователями для поиска самых низких цен на определенный товар или наиболее дешевых билетов.

В долгосрочной перспективе будущее Data Mining является действительно захватывающим - это может быть поиск интеллектуальными агентами как новых видов лечения различных заболеваний, так и нового понимания природы вселенной.

Однако Data Mining таит в себе и потенциальную опасность - ведь все большее количество информации становится доступным через всемирную сеть, в том числе и сведения частного характера, и все больше знаний возможно добыть из нее:

Не так давно крупнейший онлайновый магазин "Amazon" оказался в центре скандала по поводу полученного им патента "Методы и системы помощи пользователям при покупке товаров", который представляет собой не что иное как очередной продукт Data Mining, предназначенный для сбора персональных данных о посетителях магазина. Новая методика позволяет прогнозировать будущие запросы на основании фактов покупок, а также делать выводы об их назначении. Цель данной методики - то, о чем говорилось выше - получение как можно большего количества информации о клиентах, в том числе и частного характера (пол, возраст, предпочтения и т.д.). Таким образом, собираются данные о частной жизни покупателей магазина, а также членах их семей, включая детей. Последнее запрещено законодательством многих стран - сбор информации о несовершеннолетних возможен там только с разрешения родителей.

Исследования отмечают, что существуют как успешные решения, использующие Data Mining, так и неудачный опыт применения этой технологии .

Области, где применения технологии Data Mining, скорее всего, будут успешными, имеют такие особенности:

•              требуют решений, основанных на знаниях;

•              имеют изменяющуюся окружающую среду;

•              имеют доступные, достаточные и значимые данные;

•              обеспечивают высокие дивиденды от правильных решений.